Франциск I Французский. Внутренняя политика

Франциск I не только собирал вокруг себя выдающихся гуманистов, но и поддерживал науки. По итальянскому образцу он основал Академию классических языков, «королевских преподавателей» — королевские кафедры греческого и древнееврейского языков, позже дополненные такими дисциплинами, как математика, латынь и арабский. Это конкурировавшее с Сорбонной учреждение было предшественником «Коллеж де Франс». Однако королю не удалось привлечь к своей академии такого выдающегося гуманиста, как Эразм Роттердамский. В начале своего правления в 1516 г. король заключил конкордат с папой Львом X, который предоставил ему ряд важных прав по отношению к французской церкви. Так, он имел право созывать Синод, распоряжаться церковными доходами, предоставлением приходов, взиманием церковных десятин. Набожность Франциска I была традиционной, чисто внешней. Но в своем неприятии еретиков и «лютеран» он был непреклонен и не только в процессе так называемого «дела о пасквилях». Франциск I был противником Реформации, которая с 1519 г. проникла в его королевство и уже в 1521 г. была официально осуждена Сорбонной. В «деле о пасквилях» противоборство короля, его советников и парламента с этим движением достигло первой наивысшей точки и имело далеко идущие последствия.

В ночь с субботы 17 на воскресенье 18 октября 1534 г. в Париже и других городах обнаружили листовки со следующим заголовком «Правдивые статьи об ужасных, больших и нетерпимых злоупотреблениях папистской мессы, изобретенной непосредственно против Святой Тайной Вечери Господа нашего, единственного посредника и единственного Спасителя Иисуса Христа». В памфлете, направленном против святой мессы, наряду с традиционным жертвенным понятием оспаривалось реальное присутствие Христа в облатке. Эти «пасквили» были совместным произведением Антуана Маркура, уроженца Лиона, бывшего проповедником в Невшателе, и Пьера Вире, невша-тельского печатника, который издал произведения Фареля.

Причины, побудившие Франциска к жестким мерам в союзе с парламентом, часто связываются с легендой, что «пасквиль» был прибит к двери его спальни. Было арестовано по меньшей мере двести человек и казнено как минимум 25. В эдикте от 17.06.1535 г. Франциск I официально положил конец «делу о пасквилях», отмежевавшись от всякого рода «сакрамептариев». Правда, тогда с этим было связано также понятие «лютеране». Это широкое применение понятия во Франции привлекает внимание, хотя французское протестантство от Фареля до Ламбера было гораздо ближе к цвинглианизму, чем к лютеранству. «Дело о пасквилях» так сильно омрачило отношения с лютеранскими принцами Священной Римской империи, что король был вынужден в открытом письме от 1.02.1535 г. защищать свою позицию и отражать упреки, инспирированные габсбургской пропагандой. Франциск I подчеркнул, что он не арестовал и не убил ни одного подданного Империи. Только враги приписывают ему, что всех жителей Империи он считает еретиками. Это намек на пропаганду Карла V, которая отмечала, что король терпел при своем дворе людей в турецкой одежде, а немцев преследовал. Назвать французского короля другом османов (имелись в виду его усилия для заключения союза с султаном) в Священной Римской империи было особо эффективным пропагандистским трюком. Однако было несомненным длительное воздействие этого раздражения (вплоть до Шмалькальденской войны 1545 — 1547 г.) против протестантских принцев, когда готовность к союзу с католическим королем Франции достигла низшей точки.

Внутри страны Франциск I достиг укрепления королевской власти, увеличив эффективность имевшихся учреждений. Усилие короны ощутили уже современники. Это означало, например, что высшие правительственные чиновники полностью зависели от королевской воли. Так, в 1544 г. Франциск I отстранил от должности своего канцлера Гийома Пуайе, хотя по закону это было недопустимо. После мятежа Карла Бурбонского (1523) он также оставил вакантной более чем на десять лет должность коннетабля, пока не предоставил ее в 1536 г. де Монморанси, который занимал ее до самой смерти (1576). Измена Бурбона дала королю, кроме всего прочего, желанную возможность присоединить к доменам короны этот последний большой лен. Антиариcтократической направленности его политики соответствовало также ограничение полномочий губернаторов провинций, как правило, принадлежавших к высшей знати. Только в пограничных провинциях аристократия продолжала занимать эти посты, но с сугубо военной функцией. Наибольшие изменения Франциск I осуществил в области финансовой администрации. Осуждение в 1523 г. высшего финансового чиновника Жака де Самбланке послужило для короля поводом, чтобы подчинить королевскому контролю казначейство, центральное отделение, куда стекались все доходы королевства: доходы от государственных доменов, подати (талья), налоги на продукты (эды), соляной налог (габель) и доходы от продажи должностей. Для упрощения взимания податей королевство было разделено на 16 финансовых округов.

«Раннеабсолютистское правление» Франциска I было несовместимо с властью дворянства и существованием больших ленов. Уже при его предшественнике Людовике XII закончились междоусобные войны. Но только Франциск I лишил могущества последних крупных владельцев ленов герцогов Бурбонских. К тому же Карл Бурбонский после женитьбы на Сюзанне из дома Боже присоединил к своей собственности два больших семейных владения жены. После смерти Сюзанны (1522 г.) король, не дожидаясь решения суда, отобрал принадлежавшие к приданому земли. Следствием этих самоуправных действий короля был мятеж Карла Бурбонского. Десять лет спустя, в 1532 г., Франциск I присоединил к короне Бретань и сделал решительный шаг к воссоединению королевства, что с тех пор он пытался осуществить также и военными средствами, когда в 1534 г. в первый раз предпринял формирование французской пехоты. Однако большая часть пехоты впредь набиралась в Швейцарской конфедерации и в Священной Римской империи. Представители французского дворянства при Франциске I все больше превращались в свиту короля и добивались должностей при дворе. К тому же итальянские войны, хотя и на короткое время, открыли для них новое поле деятельности. Призыв вассалов «всех до одного» больше не осуществлялся, а основой французской кавалерии стали сформированные из дворян «отряды по наведению порядка, или жандармерия», включавшие «легкую кавалерию».

Источники:
1. Французские короли и императоры, под ред. Петера К. Хартманна; "Феникс", Ростов-на-Дону, 1997г.
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru