Людовик XII Французский. Внутренняя политика

Первый год правления Людовика, до вступления 18.07.1499 г. французских войск в герцогство Миланское, отмечен началом коренных внутриполитических преобразований. Король с усердием взялся за это дело — он желал править в стабильной, экономически процветающей стране, в которой соблюдаются право и порядок. Этот год, а также следующий, ознаменовался рядом мероприятии, в которых явно видна воля к коренным улучшениям в области права и управления, а также финансов и хозяйства страны. Помимо разработки совершенно новых идей были интенсивно продолжены и расширены начатые еще при Карле VIII мероприятия. В июле 1498 г. был учрежден задуманный Карлом VIII «Grand Conseil» [Большой совет] — имевшая чрезвычайные полномочия верховная судебная инстанция, состоявшая из двадцати постоянных членов, десяти представителей духовенства и десяти светских представителей. Все спорные случаи, не подлежавшие компетенции обычного суда, должны были направляться в этот совет. Таким стало, например, дело вальденсов, подвергшихся в Дофине гонениям со стороны архиепископа Эмбруннского; оно было передано в «Grand Conseil» и после длительного рассмотрения окончилось оправданием вальденсов. С возникновением областных верховных судебных трибуналов, феодального суда в Нормандии, в Руаие (1499) и парламента в Провансе, в Эксе (1501) общее число парламентов увеличилось на семь. В подробнейшем указе, изданном непосредственно после заседания Дворянского собрания в марте 1499 г. и содержавшем 162 статьи о «Justice et Police» [правосудии и правоохранительных органах] королевства, Генеральные штаты вновь ставили перед королем те же вопросы, что и пятнадцать лет назад; тогда, несмотря на одобрение Карла VIII и его советников, они в большинстве случаев так и остались на бумаге. Так, путем уменьшения числа и повышения квалификации высших чиновников предполагалось повысить эффективность юстиции и управления и уменьшить непомерные расходы на содержание аппарата, что должно было облегчить налоговое бремя и ускорить судопроизводство. При этом впервые в качестве минимального требования к квалификации судьи фигурировала университетская степень. Тут же говорилось и о таких немаловажных частных вопросах, как правомерность допроса обвиняемого под пыткой, что в прошлом нередко бывало источником произвола и злоупотреблений. С другой стороны, торговля должностями приводила к тому, что высшие посты часто занимали далеко не самые подходящие из кандидатов. Указ также предусматривал запрет этой практики. Он был принят и утвержден Парижским парламентом только в 1512 г., однако к некоторым вопросам снова приходилось возвращаться в более поздних документах. Что касается распределения должностей, сам король нарушал предписание, продолжая назначать своих кандидатов на высшие должности, хотя Указом предусматривалось, что они являются выборными. Продолжалось получение мест за деньги, с помощью связей, в том числе родственных.

На тот же 1498 г. пришлись, пожалуй, самые напряженные усилия Жоржа д'Амбуаза по реорганизации монашества и университетов. Так называемые вечные студенты, жившие в свое удовольствие, отныне лишались преимуществ. Устанавливался определенный срок обучения в каждой области; и теперь только этим временем ограничивался период, когда студенты не подлежали ведению постоянно действующих судов. Специальный ордонанс, выписанный на имя главы ордена Премонстратенсера — в последующие годы и другие ордена получили соответствующие предписания, — обязывал орден соблюдать свой устав, поскольку роскошь, нарушения обета целомудрия и прочие вольности получили широкое распространение. В обоих случаях потребовалась вся полнота королевской власти, чтобы сломить сопротивление заинтересованных учреждений и их представителей. Серия королевских указов первого года правления касалась хозяйственных и финансовых вопросов. Указы о денежном обращении, чеканке монет, таможенных пошлинах, торговле и т.п. говорят о том, сколько усилий было приложено, чтобы умножить богатство страны и ее жителей, — четкими предписаниями, унификацией монетной и таможенной систем, регламентацией судопроизводства. В результате, как пишет Клод де Зейсель в своей «Похвале королю Людовику XII» (1508), прирост населения привел не к обнищанию, а к росту благосостояния, постоянных доходов и изобилию.

К числу мер правительства по наведению в стране единого порядка относится также создание единого Кодекса обычного права, действовавшего на некоторых территориях вместо римского права, существовавшего в южных областях Франции. Тут тоже д'Амбуаз явился, повидимому, главной движущей силой. Он участвовал в утверждении Турских кутюмов (обычаев) представителями трех сословий в 1505 г. Если эта грандиозная попытка и не была завершена в период правления Людовика, все же существенный прогресс был достигнут. Новые своды законов, которые начал составлять еще Карл VIII — от его ордонанса 1494 г. и до самых последних документов, — за время правления Людовика пополнились двадцатью пятью статьями.

Следствием такой политики явилось спокойствие внутри страны, укрепление экономики Франции. Во многих областях отмечался даже экономический подъем. Не будем вдаваться в подробности, насколько тут сыграла роль благоприятная ситуация во всей Европе на рубеже 15—16 вв., насколько этот подъем был обусловлен описанными и другими мерами, осуществленными Людовиком. Особого, однако, внимания, заслуживает то, что в течение всего этого периода удалось поддерживать налоги на уровне 1 500 000 ливров. По сравнению с двумя предшественниками Людовика, при которых налоги постоянно росли, это было достижением, и народ его оценил. Улучшение дорожной сети благоприятствовало торговле, товарообмен между областями расширялся. Увеличилось разнообразие выращиваемых в сельском хозяйстве культур, расцвели ремесла.

Конечно, общий стиль правления Людовика не отличался от стиля его предшественников. Он, требовавший созыва Генеральных штатов в 1483 г., когда к власти пришел Карл, с сознанием полной своей правоты ссылавшийся на те же Генеральные штаты в указе от 1499 г., во время собственного правления избегал обращаться к этому инструменту, чтобы обсуждать проблемы с народом. Вместо Генеральных штатов он ограничивался собраниями представителей знатного дворянства, собраниями сословий с более ограниченным кругом участников. С делами по управлению государством он справлялся с помощью ближайших советников. Помимо Жоржа д'Амбуаза, это был прежде всего маршал Жие, Пьер де Роан, проведший реформу в военном деле, которая во многом обусловила победу в Италии, пока он не впал в немилость в 1504 г. Он был опекуном Франциска Ангулемского, возможного преемника короля. Его заступничество за своего подопечного и навлекло на него монаршую немилость. Еще добавилось соперничество с Жоржем д'Амбуазом, чье влияние на короля ограничивал маршал, активно вмешивавшийся во внутриполитические дела. Оба они намного чаще других принимали участие в заседаниях королевского совета вместе с братом Жоржа д'Амбуаза, епископом Луи д'Амбуазом, даже чаще, чем канцлер, Ги де Рошфор, который перешел на службу к Людовику от его предшественника. После смерти Жоржа д'Амбуаза в 1510 г. пробил час человека, прежде уже воспользовавшегося падением маршала, навсегда удалившегося от двора по окончании процесса (1506), на котором он был оправдан по всем важнейшим пунктам обвинения. Этим человеком был Флоримон Роберте, нотариус королевы Анны, Карла VIII и, наконец, Людовика XII, после смерти которого он перешел на службу к Франциску I.

Источники:
1. Французские короли и императоры, под ред. Петера К. Хартманна; "Феникс", Ростов-на-Дону, 1997г.
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru