Образование Шотландского королевства

На протяжении нескольких веков подряд после смерти св. Ниниана общий ход истории на Британских островах в миниатюре отражает историю Европы эпохи Великого переселения народов. Перед нашими глазами мелькает хаотическая череда небольших возникающих и исчезающих, завоевывающих друг друга государств и новых народов, прибывающих из-за моря. Нелегко прояснить эту туманную картину, и, с методологической точки зрения, правильнее всего будет проследить развитие тех маленьких независимых королевств и народов, которые образовались на территории нынешней Шотландии в столетия, последовавшие за уходом римлян. Через 400 лет после смерти Ниниана таких королевств было пять. Каледония, или Пиктавия, римских времен разделилась на три части: норвежскую, пиктскую и ирландскую. Древняя область, располагавшаяся между двумя римскими валами и включавшая в себя современную Южную Шотландию, распалась на две части, одна из которых, западная, вошла в состав валлийской державы, а другая, восточная, попала под власть англов.

Каждый из этих пяти народов внес свой вклад в образование Шотландии. Позднее к ним добавились французские норманны (сам по себе достаточно смешанный этнос) и даже фламандцы; а процесс слияния этих народов в единую нацию осуществился путем смешанных браков, естественных в условиях маленькой страны, где у всех этих народов был один государь, была единая судебная система и где национальным различиям не сопутствовали различия социальные, в отличие от соседней Англии.

В течение всего V в. по всей Европе бродили германские и готские народы. Во второй половине этого столетия образовались: королевство вандалов в Африке, королевство вестготов в Испании (оно продержалось там два с половиной века, пока не пало под ударами наступающих арабов), королевство свевов к западу от вестготов и франкское королевство в Галлии, которое, в отличие от остальных небольших северных германских государств, официально приняло христианство почти с момента своего рождения. Другие германские племена хлынули в Британию. За море отправились юты, англы и саксы, жившие на «ножке» Дании и к западу от нее. Еще два предшествующих поколения жителей острова видели, как германцы совершали набеги в качестве союзников пиктов или же в качестве бриттских наемников сражались против них. Теперь они пришли в качестве колонистов и начали заселять Британию, поначалу выкраивая для себя на ее территории небольшие государства. К 500 г. юты основали свое королевство в Кенте, саксам удалось образовать четыре государства южнее и в верховьях Темзы — Уэссекс, Суссекс, Миддлсекс и Эссекс; англы же осели по обе стороны залива Уош и по прибрежной линии продвигались на север за Хумбер; все три племени, постоянно получавшие подкрепления из-за моря, врывались в глубь страны, опустошая ее, грабя и угоняя в рабство местное население. Несчастные бритто-римляне, как мы уже говорили выше, пытались оказать захватчикам организованный отпор и преуспели в этом намного больше, чем принято считать, ибо их сопротивление длилось несколько веков — гораздо дольше, чем борьба англосаксов со скандинавами, которые, в свою очередь вторгшись в Британию, дважды покоряли своих родичей-германцев.

Традиции римской цивилизации продолжали свое существование; некоторое время организация имперской Церкви, пережившей болезненную смену двух эпох, связывала бриттскую Церковь с континентом. Приблизительно в середине V в. св. Герман Оксерский и св. Луи Труаский прибыли на остров для борьбы с пелагианской ересью, появившейся в Британии во времена миссионерских путешествий св. Ниниана. Даже в середине VI в. бриттский высший круг в повседневной жизни пользовался латынью, а латинские имена обнаруживаются, наряду с кельтскими, в генеалогиях одних и тех же семей. Но в течение V и VI вв. отголоски когда-то мощной римской цивилизации затухали одновременно с сужением ее границ.

Мы располагаем чрезвычайно скудными сведениями об этом периоде, а то, что нам известно, по большей части относится к захватчикам. Мы знаем, что они продвигались на север и на запад. Истории Шотландии их передвижения коснулись в тот момент, когда около 547 г. вождь англов Ида основал крепость Бамбург (ныне Бамборо), в семнадцати милях к югу от устья Твида и даже за пределами области, лежавшей между двумя римскими валами, — примерно в сорока милях севернее вала Адриана. Он распространил свою власть на территорию от Тиса до Форта, образовав небольшое государство под названием «страна Беорников», Берникия, со столицей Беорникавик в устье Твида. Берникия, в период своего наивысшего расцвета, включала в себя современные графства Дарем, Нортумберленд, Берик, Роксборо, Селкирк, Пиблз и три Лотиана. Со временем оно объединилось с соседним королевством Дейрой, охватывавшим примерно территорию современного Йоркшира, в результате чего появилось королевство Нортумбрия. Ниже мы остановимся на этом подробнее.

Что касается бриттов, то во времена Иды они все еще удерживали приблизительно две трети территории римской Британии. К концу VI в. под их властью оставалось немногим меньше половины. По-видимому, бритты образовали нечто вроде конфедерации небольших княжеств, иногда объединявшихся под руководством одного военачальника и сознававших перед лицом захватчиков свое национальное единство, так как они называли себя Cumru, соотечественники. (Враги называли их Wealhas, «иноземцы», или Waelisces, «чужеземцы».) Они все еще владели землями от Клайда до Ла-Манша, но их страна постепенно становилась все меньше и меньше, a V—VII вв. были эпохой непрестанной и безнадежной борьбы за сохранение не столько свободы, сколько цивилизации, слабевшей на их глазах.

И все же вскоре наступила пора поражений. В более южных районах острова захватчики неуклонно продвигались на запад, и еще при жизни Кентигерна, в 577 г., они достигли западного побережья Южной Британии, ибо в том году король западных саксов Кевлин нанес бриттам поражение при Деорхэме, между Батом и Бристолем, расширил пределы своего государства до эстуария Северна, отрезав «Западный Уэльс» (то есть юго-западный полуостров Англии) от бриттских областей, располагавшихся северней. Сразу же после смерти Кентигерна сходные события надолго раскололи на две части и северные бриттские земли. Король Берникии Этельфрит женился на сестре короля Дейры, а около 590 г. изгнал своего шурина и объединил под своей властью оба королевства, отныне получившие единое название — Нортумбрия. Территория Нортумбрии простиралась от Хумбера до Форта, а в глубь страны — до Пеннинских гор и верховий Твида. В 613 г. или, может быть, в 616 г. он нанес бриттам сокрушительное поражение под Честером и создал проход к Ирландскому морю, отделив тем самым Камбрию (приблизительно современный Уэльс) от Кумбрии (также называемой Стратклайдом).

Последнее название, хотя и кажется более привычным уху, на самом деле обманчиво. Оно совмещает в себе два значения, одновременно обозначая как довольно ограниченную географическую область, так и часть существующего Шотландского королевства. Мы же должны понимать под этим скорее отдельное королевство, располагавшееся выше современных рубежей Шотландии и простиравшееся от устья Клайда до самых его южных истоков — до зыбкой и подвижной границы где-то между реками Риббл и Мерси. Заглядывая в будущее на 200 лет вперед, мы все еще обнаруживаем границу примерно на том же месте, идущую на восток с юга от самой вершины залива Моркам. Таким образом, еще в 800 г. Кумбрия, со временем ставшая частью Шотландии, включала в себя территории современных графств Ренфрью, Эр, Ланарк, Дамфрис, оба Голуэя, Камберленд, Уэстморленд и часть Ланкашира. Хотя и постепенно сокращаясь, она продолжала свое существование в качестве отдельной политической единицы еще два столетия после этого, до начала XI в. Естественно, у Кумбрии, буферного государства между молотом и наковальней — между набирающими силу ирландцами и англами — и соседа воинственных пиктов, была бурная история, и почти всегда это королевство находилось под чьим-то сюзеренитетом. И тем не менее только в 1018 г. большая часть земель, на тот момент остававшихся у Кумбрии, окончательно перешла во владение шотландской короны и со временем стала современным Юго-Западным Лоулендом.

Когда бритты, обитавшие в области между двумя римскими валами, вытеснялись оттуда германскими завоевателями с востока, сходный процесс, хотя и не столь масштабный по своему размаху, происходил выше вала Антонина — на западе, где усиливалось маленькое ирландское королевство. В действительности оно было немногим древнее Берникии: когда, как мы только что видели, после битвы при Честере Камбрия была отделена от Кумбрии, Скотия существовала чуть больше ста лет. Возможно, «англичане были в Шотландии прежде шотландцев», как выразился недавно один популярный историк: ведь мы вряд ли когда-нибудь сможем установить точную дату первой высадки ирландцев на нашу землю. И все-таки, конечно же, должно было пройти некоторое время с момента основания Бамборо вождем англов Идой в 547 г., прежде чем образовалось англское государство, включавшее в свой состав какие-то районы, ныне принадлежащие Шотландии. А небольшое шотландское (то есть ирландское) государство на противоположном берегу было основано около 500 г., когда три брата: Фергус, Эрк и Лоарн, князья из Даларайде, или Дал Риады, «Нагорной Страны» (ныне горы Антрима), — образовали независимое княжество на территории современного Аргайлшира. По всей видимости, ирландские поселенцы находились там с незапамятных времен. Возможно, их поселения располагались также в Голуэе. По крайней мере, мы можем с уверенностью утверждать, что гэльский (или, возможно, ирландско-пиктский) элемент присутствовал там позднее. Напомним, что Антрим занимает северо-восточную оконечность Ирландии, а его берег находится в пятнадцати милях от мыса Кинтайр.

Эти шотландцы были кельтами-гэлами, которые также составляли основное население Ирландии, и их прибытие стало поворотным пунктом в нашей истории. Они уже давно поддерживали связи с Пиктавией. В IV в. они объединились с пиктами для совместных набегов на Британию: а со времен св. Ниниана между ирландской, пиктской и бриттской Церквями происходило постоянное и непрерывное общение. Св. Патрик, апостол Ирландии и младший современник св. Ниниана (он умер в 461 г.), был бриттом и родился, возможно, близ Дамбартона. Его отец его был римским чиновником и христианином. Св. Патрик был похищен в результате набега ирландцев под началом Ниалла Девяти Заложников, попал в рабство, бежал, стал священником (какое-то время он учился в Мармутье), и как раз к моменту смерти св. Ниниана, примерно в 430 г., вернулся в Ирландию. Его миссия протекала чрезвычайно успешно, ибо ирландцы очень высоко ценили своих ученых, а ему удалось быстро привлечь их на свою сторону. Его другом был знаменитейший поэт того времени. В Ирландию прибывали и другие миссионеры из Галлии и Британии. Мы уже упоминали влияние монастыря Кандида Каса. Все более и более бедственное положение дел в Европе приводило к тому, что все возрастающее число ученых бежало в Ирландию, где они находили почетный прием.

В VI в. Ирландия начала возвращать свои долги. Ее монастырские школы стали интеллектуальными центрами всей христианской Европы. Снова и снова мы слышим о том, что тот или иной знаменитый человек «жил в Ирландии из любви к Богу и учению». И Ирландия служила не только местом жительства и убежищем для таких людей. Из нее выходили миссионеры, проповедовавшие Слово Божие среди всеобщего хаоса, воцарившегося во всей Европе, привлекавшие в лоно Церкви все большее число язычников и возрождавшие таящиеся под спудом остатки учености в монастырях, переживших распад Римской империи. Ирландские рукописи обнаруживаются по всей Европе до Каринтии. В VI в. только св. Колумбан и его ученики основали свыше сотни монашеских общин, включая такие отдаленные и такие знаменитые монастыри, как Жюмьеж во Франции, Санкт-Галлен в Швейцарии и Боббио в Ломбардии. Рукопись с «Житием св. Колумбы», написанная в монастыре на острове Ионе преемником этого святого Адамнаном, была найдена в Рейхенау на берегах Баденского озера. Духовное первенство Ирландия удерживала на протяжении четырех веков. Еще в 825 г., когда остров стали тревожить набеги викингов, один ирландский ученый оказался в числе основателей будущего университета в Павии. И, как и следовало ожидать, ирландская колония, расположившаяся всего в пятнадцати милях от ирландского берега, также участвовала в этой духовной и интеллектуальной экспансии ирландской культуры в Британию и на континент.

В действительности самым значительным персонажем шотландской истории VI в. был св. Колумба, хотя и до него в Каледонии и прилегающих к ней областях трудились ирландские миссионеры. Так, св. Дарерка или, как чаще ее называют, св. Модвенна, умершая около 517г., основала несколько церквей в Северной Кумбрии, среди них и два Керкмейдена в Голуэе. Около 545 г. св. Брендан Клонфертский отправил миссию к своим сородичам в каледонскую Дал Риаду и сам некоторое время жил на островах Гарвеллох. Среди его учеников наибольшую известность приобрел св. Махут, или Мало, один из величайших миссионеров Франции. Св. Оран, который умер в 548 г., основал неподалеку от острова Малл церковь на маленьком острове Хи, или Иове, который сегодня известен нам под названием Иона. Спустя несколько лет после его смерти аббатом монастыря на этом острове стал св. Колумба, труды которого вдохнули новую жизнь в христианство Британских островов.

Он родился около 521 г. и происходил из северной ветви ирландского королевского дома Уи Нейллов: его отец был внуком Ниалла Девяти Заложников, его дядя — первым христианским королем Ирландии, мать — принцессой из Лейнстера. Всю свою жизнь он продолжал носить княжеский титул и от родителей унаследовал способности к делам государственным. В священники его рукоположил св. Финнбарр из Мовилля, который сам учился в Кандиде Касе. Св. Колумба вырос ученым, пылким и привлекающим всеобщую любовь, человеком порывистой силы и яркого благородства, пламенной смелости и мягкой обходительности, которой столь часто были наделены великие миссионеры. Мы знаем, что он был человеком благородной наружности с очень красивым голосом, обладавшим необыкновенной «дальнобойностью».

Некоторое время после своего рукоположения он трудился в Ирландии, где основал различные общины, в том числе и знаменитый монастырь Дарроу. Затем по каким-то не совсем понятным причинам (согласно традиции, из-за переписывания Псалтыря св. Финнбарра без разрешения) он поссорился с Дермотом (Диармайдом), верховным королем Ирландии. Дермот происходил из другой ветви той же династии. Оба рода стали на сторону своих представителей, раздор усиливался, что и привело к битве при Кул Древне. Св. Колумба, изгнанный или добровольно отправившийся в изгнание, около 563 г. прибыл в Дал Риаду.

Он застал эту ирландскую колонию в бедственном положении. Ее король Комгалл, двоюродный брат его отца, потерпел поражение и был убит Бруиде, королем пиктов, а сын Комгалла, Коналл, был вынужден стать чем-то вроде вассала Бруиде. Коналл приветливо принял своего родича и его спутников и отдал ему остров св. Орана, Иону. Там святой основал или возродил аббатство, которое на столетия стало религиозным центром территории современных Шотландии, Северной и Средней Англии.

Как и следовало ожидать, благодаря своему характеру, происхождению и положению в Церкви, Колумба обладал необыкновенным политическим влиянием по обе стороны моря. Когда в 571 г. умер король Коналл, святой уже был достаточно силен для того, чтобы возвести на престол двоюродного брата короля — Аэдана, который оттеснил королевского сына Коналла. А Аэдан сделал многое для консолидации своего королевства, причем Колумба играл при нем роль епископа Кеннеди при Якове II или епископа Эльфинстоуна при Якове VI. В 575 г. святой, свита которого, по преданию, состояла из 20 епископов, 50 священников, 50 дьяконов и 30 послушников, принял участие в грандиозном собрании в Друим-Кете в Ирландии, на котором был определен статус двух Дал Риад; современные источники сообщают, что на нем обсуждались следующие вопросы: освобождение князя Оссори из заключения, «охранение поэтов в Ирландии» и «установление мира между мужами Ирландии и Шотландии в отношении Дал Риады».

Обычно считается, что предметом споров была независимость каледонской Дал Риады. В действительности, как следует из сообщений источников того времени, спор между Аэданом и королем Ирландии велся об ирландской Дал Риаде, на власть над которой притязали оба правителя. Решение (вынесенное св. Колманом, ибо Колумба в определенном смысле входил в число сторонников одной из партий и не мог сохранять беспристрастность), согласно одному источнику, гласило, что ирландская Дал Риада должна платить налоги шотландскому королю, но военной службой была обязана королю Ирландии, «ибо военная служба едина с землей». Согласно другому (гораздо более позднему) источнику, обе Дал Риады переходили под верховную власть короля Ирландии, но мужи ирландской Дал Риады были обязаны предоставлять жилье и транспорт любому выходцу из шотландской Дал Риады, посетившему их страну.

Таким образом, политические связи Альбы, каледонской Дал Риады, с «метрополией» ослабли, и колония повернулась лицом к своим ближайшим соседям, пиктам, хотя отношения с ними складывались не всегда мирно.

В свое время потомкам ее правящей династии суждено будет управлять всей страной, ныне известной под названием Шотландия, которое произошло из латинского наименования этой земли. До середины IX в. «Скотия» всегда, а до конца X в. как правило, означала Ирландию, а «скотт» — ирландца. И даже в XII веке консервативный епископ Кейтнесса жаловался, что «Альба ныне неправильно зовется Шотландией» (Albania ... nunc corrupte Scotia appellatur).

Вскоре после смерти святого король Аэдан столкнулся с захватчиками-англами на восточных рубежах своей страны. Войска Этельфрита, короля Нортумбрии, сильно потеснили северных бриттов, тяжелого положения которых мы уже касались. Мать Аэдана была бриттской принцессой: он заключил союз с королем Кумбрии против англов, но ничего хорошего из этого не вышло. В 603 г., когда правитель Дал Риады был уже стариком семидесяти лет, скотты и бритты под его началом сошлись в битве с англами при Дегсастане (вероятно, Доустейн близ Джедборо) и потерпели сокрушительное поражение. Тем не менее продвижение Этельфрита вперед было приостановлено, и король Нортумбрии обратил свои взоры на юг, где, как мы видели, ему суждено было достичь больших успехов, ибо благодаря его победе при Честере в 613 г. Камбрия навсегда была отрезана от Кумбрии. Аэдан в относительном спокойствии правил еще 6 лет и оставил трон своему сыну Эохайду Бунде; и прежде чем закончилось правление последнего, Церковь его шотландского королевства была духовно «захвачена» Нортумбрией.

Обратимся теперь еще к одной составляющей того сложного политического образования, которому суждено будет стать Шотландией, — к усиливающемуся государству англов, северная часть которого, хотя и лишь спустя 400 лет, войдет в состав Шотландского королевства. К моменту смерти Аэдана восточное побережье бывшей римской Британии от залива Уош на север до реки Твид уже находилось под властью англов, и завоеватели продолжали продвигаться на запад к Стране Холмов. Естественно, история англов тесно переплетается с историей неудачливых бриттских государств. Мы уже видели, как англы прибыли из-за моря и основали группу небольших независимых княжеств, включая Дейру и Берникию. Также мы уже говорили о том, как Этельфрит, внук Иды, объединил эти два королевства, в результате чего образовалась Нортумбрия, и чрезвычайно расширил пределы своей страны, победив скоттов и бриттов при Дегсастане, а затем бриттов при Честере.

В дальнейшем он вел войны на другой границе и в 617 г., проиграв очередное сражение, был убит королем Восточной Англии. Престол Нортумбрии перешел к Эдвину, его шурину, которого он когда-то изгнал из Дейры. Эдвин оказался чрезвычайно удачливым военачальником и раздвинул пределы своего государства до Форта с одной стороны, до Хумбера и Трента с другой, в глубь страны его владения простирались до устья реки Риббл и далее на север до верховьев реки Твид.

Англосаксонские государства уже давно вели между собой борьбу за верховенство, однако их объединение было неизбежным, так как населявшие их народы почти не отличались друг от друга, а различия между их языками были менее заметными, чем различия между современными диалектами английского от Абердина до Девона. Практически идентичной была и их культура. Уже король Суссекса, король Уэссекса и король Кента каждый в свое время успешно достигали той степени могущества, которая позволила каждому из них именоваться Bretwalda. Этот титул может означать как «Верховный правитель», так и «Правитель Британии». Теперь гегемония перешла к Эдвину, и почти до конца VII в. Нортумбрия занимала доминирующее положение в той группе государственных образований, которая со временем объединится под общим названием «Англия». К IX в., хотя к тому моменту роль лидера взял на себя саксонский Уэссекс, как саксы, так и англы, даже в саксонских источниках, называют себя Angelpeod, «народ англов», а свою страну — «Землей англов», «Англией», Englaland, England.

При Эдвине Нортумбрия познакомилась с христианским учением. Сначала оно проникло с юга. Древняя бриттская Церковь пыталась вести миссионерскую деятельность среди захватчиков, но в год смерти св. Колумбы (597 г.) Папа Григорий I послал в Кент Августина.

Юты, населявшие Кент, благодаря своим тесным связям с Галлией были наиболее цивилизованным германским народом в Британии, а Этельберт Кентский, носивший тогда титул Bretwalda, был женат на франкской принцессе-христианке Берте. Кент быстро христианизировался, а кентская Церковь с епископской резиденцией в Кентербери была родной дочерью Церкви римской. Она не только поддерживала, как ирландская и пиктская Церкви, контакты с древней имперской церковной организацией, но и являлась ее неотъемлемой частью.

Влияние Кентербери постепенно распространялось на север. В 625 г. оттуда в Нортумбрию к Эдвину прибыл Паулин. Сам Эдвин был не только зятем Этельберта, но и провел часть времени своего изгнания при христианском дворе Северного Уэльса. Он с охотой прислушивался к наставлениям Паулина и принял крещение. Впрочем, в Нортумбрии новая вера распространялась довольно медленно, а вскоре встретила на своем пути серьезные препятствия. Ленда, король Мерсии и язычник, в 633 г. заключил союз с Кадваллоном, королем Северного Уэльса, и убил Эдвина в битве под Хэтфельтом (ныне, вероятно, Хэтфилд близ Донкастера). Паулин бежал, и в результате того, что верховная власть в Англии перешла в руки Пенды, новая вера вновь была оттеснена в южные области.

Впрочем, в очень скором времени она вернулась с севера. Сыновья Этельфрита после смерти отца бежали из страны, и убежище им предоставили его старые северные враги. Старший сын Энфрит женился на пиктской принцессе, а их сын Талкоран по праву наследования, действовавшему у пиктов и отдававшему предпочтение наследнику по материнской линии, стал их королем. Освальд и Освиу воспитывались в монастырской школе Ионы и выросли убежденными христианами. В 634 г. Освальд вернулся в Нортумбрию и отомстил за своего дядю, который изгнал его, победив Кадваллона в битве при Хэвенфельте. Эту победу он одержал под знаменем Креста. Этот успех на поле брани возвел его на престол, и он сразу же принялся реорганизовывать свое королевство и насаждать христианство. Он призвал из Ионы мудрого и ученого св. Аэдана, рукоположенного перед отъездом в епископы, и отдал ему в качестве резиденции Линдисфарн, «Святой Остров». (Резиденция Паулина размещалась в Йорке, который находился в Дейре.) Там Аэдан основал аббатство: в соответствии с обычной практикой кельтской Церкви, он сначала учредил монастырскую школу, а затем использовал ее как базу для миссионерских поездок, во время которых сам король не только защищал его, но и был для него переводчиком с гэльского, на котором говорил святой. И епископ, и король были святыми и способными людьми: в короткое время Нортумбрия вновь приняла крещение, а миссия Аэдана увенчалась таким успехом, что в последующие 100 лет эта страна стала интеллектуальным центром Англии, соперником Ионы и великих ирландских монастырей, а нортумбрийские ученые несли свет знаний в континентальную Европу, которая на тот момент не могла похвалиться высоким уровнем культуры и учености. В Нортумбрии были записаны лучшие образцы древнеанглийской поэзии, а Линдисфарнские Евангелия показывают, как гэльское влияние способствовало возникновению здесь замечательного декоративного искусства.

Однако блестящее правление Освальда продолжалось недолго. В 642 г. Ленда вновь пошел войной на Нортумбрию. Освальд потерпел поражение и был убит у Мазерфельта. Таким образом, Пенда остался самым могущественным государем в «Британии». Берникия и Дейра, объединенные Освальдом, вновь были отделены друг от друга. Пенда захватил власть над Берникией, а Дейрой все еще правил брат Освальда — Освиу. Аэдан до самой своей смерти, случившейся в 651 г., продолжал миссионерские труды, включив в сферу своих интересов языческую Мерсию. Первым епископом Мерсии стал Диума Ирландец, сопровождавший дочь Освиу, которая была отдана в жены сыну Пенды. Сам Пенда так и не обратился в истинную веру, но перестал относиться к ней враждебно. По сообщению Беды, закоренелый старый язычник презирал плохих христиан, «не повиновавшихся Богу, в которого они верили».

В 655 г. равновесие вновь было нарушено. Снова разразилась война, и Освиу убил Пенду в битве на реке Винвед. Этот бой сыграл важную роль в английской истории, так как после него христианство стало в Англии доминирующей религией. Освиу заново объединил оба нортумбрийских королевства и опять сделал Нортумбрию главной силой к югу от Форта. Его долгое правление продолжалось до 671 г., и за этот период кельтская Церковь распространила свое влияние на всю Мерсию. Из Ионы в качестве преемника св. Аэдана прибыл Финнан. Там же обучался первый англ-преемник Диумы, и когда в 661 г. Финнан скончался, кельтская Церковь занимала ведущее положение в Англии от Форта до Темзы; выше Темзы только Восточная Англия поддерживала какие-то контакты с Кентербери.

Освиу умер в 671 г., оставив Нортумбрию сильнейшей державой Англии. Некоторое время его сын Эгфрит успешно продолжал дело своего отца и сумел расширить пределы страны в результате удачных войн с Пиктавией и Мерсией, и даже с Ирландией. Похоже, он также захватил часть Кумбрии по обе стороны залива Солуэй. Тем не менее в 685 г. Эгфрит совершил роковую ошибку, и Нортумбрия утратила свое главенствующее положение. Не вняв совету великого св. Кутберта, он попытался отодвинуть границы Нортумбрии за Форт. Бруиде, король пиктов, путем стратегических маневров завлек его за Тей и 20 марта 685 г. у Нектансмера (ныне, вероятно, Дуннихен в Ангусе) напал на нортумбрийскую армию и нанес ей сокрушительное поражение. В битве погиб и сам Эгфрит.

Это событие положило конец главенствующему положению Нортумбрии. На севере вернули себе независимость кумбрийские бритты. Пикты получили обратно области, захваченные Эгфритом, и вполне вероятно, что они заявляли свои претензии на некоторые нортумбрийские земли, и уж абсолютно точно то, что они совершали набеги на Берникию, в результате которых нортумбрийский епископ был вынужден бежать из Аберкорна. На юге продолжалось соперничество Мерсии и Уэссекса. Каждое из этих государств поочередно достигало верховенства в Англии. Нортумбрия так никогда и не вернула утраченных позиций, и через некоторое время, когда на карте Европы появились Шотландия и Англия в современном понимании, она была разделена между этими двумя государствами.

Битва при Нектансмере стала одной из важнейших битв в британской истории, ибо, если бы ее исход был иным, власть Нортумбрии могла бы распространиться до залива Морей-Ферт, а королевство Шотландия могло бы так никогда и не появиться на карте мира. После этого сражения основными силами на острове в течение всего VIII в. были Пиктавия на севере и Мерсия на юге. На протяжении жизни еще одного поколения длились не вполне ясные и спорадически разражавшиеся войны. Однако в историческом ракурсе главными событиями того периода стало усиление контактов и сближение гэльской и континентальной Церквей, со всеми вытекающими отсюда последствиями для нашей культуры. Усилилось влияние континентальной Церкви в Нортумбрии, которая превратилась в удобную базу для дальнейшего продвижения на север. После гибели Эгфрита королевством правил Альдфрит, незаконнорожденный сын Освиу. Он был очень образованным человеком, учился в Ирландии, знал латынь и мог писать стихи на гэльском языке. В то же время значительные изменения претерпевал и Кентербери. В VII в. континентальная Церковь разделила общий упадок континентальной учености, однако в 668 г. Папа Виталиан послал в Кент архиепископом грека Теодора Тарсского, который учился в Афинах и уровень образования которого вполне соответствовал научным достижениям гэльской Церкви, что, в общем, было нехарактерно для общеевропейской ситуации того времени. Он прославил школу Кентербери, а его друг и ученик Бенедикт-Бископ распространил ее влияние на север до Вермута и Ярроу и во многом способствовал дальнейшему сближению Церквей. В то же время сам Теодор и африканец Адриан придали кентерберийской Церкви более четкую организацию в соответствии с территориальным принципом: они инициировали разделение страны на scriftscires, исповедальные округа, достаточно небольшие районы, в которых в качестве исповедника и духовного наставника мог действовать один священник. Тем самым были заложены основы приходской системы, после чего приступило к выполнению своих обязанностей белое духовенство.

Труды Теодора Тарсского не остались без внимания и на севере. В 703 г. на пиктский трон взошел Нехтан Мак-Дериле, и в 710 г. он созвал большой Собор, чтобы обсудить вопросы, затрагивавшиеся в Уитби. По сообщениям Беды (при жизни которого и состоялся этот Собор), «множество ученых людей пиктов» рассматривали эти вопросы с южными миссионерами. Нехтан согласился с последними, принял римское исчисление Пасхи, приказал своему духовенству носить римскую тонзуру и избрал патроном пиктов св. Петра. В 716 г. эти установления приняла Иона («не без борьбы»), а влияние нового направления значительно возросло благодаря трудам св. Бонифация (Куритан, кельт), действовавшего из Рестеннета в Ангусе и основавшего церкви в Инвергоури и еще в некоторых местах на северо-востоке страны.

В этот период продолжались не совсем понятные войны: мы знаем о битве, произошедшей где-то близ Клакманнана в 711 г., в которой саксы (нортумбрийцы?) одолели пиктов, и еще об одном сражении в неизвестной местности, в котором ирландцы Дал Риады победили бриттов. Пикты и ирландцы вели и гражданские войны. В 723 г. Селбах, король скоттов, постригся в монахи, а на следующий год его примеру последовал Нехтан. Гражданские войны продолжались, но на исходе этого десятилетия Ангус Мак-Фергус, Ангус I, король пиктов, одолел своих соперников и на протяжении жизни целого поколения обладал верховной властью на севере острова в качестве Верховного короля (Ardrigh). Он наложил на Дал Риаду дань, захватив столицу ирландцев Дунадд в 736 г., а в 741 г. после битвы под Друимкатмайлом добился их полного подчинения. Ангус I заключил союз с Нортумбрией и Мерсией, король которой Этельбальд в 736 г. принял титул короля Британии (Rex Britanniae).

Нортумбрия несколько восстановила свои силы и около 720 г. распространила свое влияние на Голуэй, посадив в Кандида Каса епископа-англа. К 756 г. были захвачены Каннингем и Кайл. Ангус I воевал также с бриттами, и в 750 г. они нанесли поражение пиктским войскам и убили его брата Талоркана. В 756 г. Ангус вступил в союз в Нортумбрией, направленный против бриттов, и союзная армия заняла бриттскую столицу Алклуд (Дунбретанн, ныне Дамбартон, «Крепость бриттов»). Бриттская территория была поделена между союзниками, и пикты получили Леннокс. Позднее вследствие упадка Нортумбрии Кумбрии удалось на какое-то время вернуть себе номинальную независимость, но большую часть своего существования в качестве отдельной политической единицы это государство находилось под сюзеренитетом пиктской или шотландской короны.

К моменту смерти Ангуса I, в 761 г., Пиктавия прочно закрепила свое верховенство на севере. В то же время на юге сходным образом продолжала усиливаться Мерсия (включившая в свой состав Восточную Англию и Эссекс). Своими успехами это государство было обязано великому Оффе (757-796 гг.), который расширил его территорию до Уэльса и первым стал именовать себя королем англов (Rex Anglorum). Нортумбрию же охватил хаос. В VIII в. там погибли в гражданских войнах пять королей, еще пятеро были свергнуты, а еще четверо отреклись от престола. К концу этого столетия от Нортумбрии откололась Кумбрия, которая, как мы уже говорили, вернула себе недолговечную и сомнительную самостоятельность. По всей видимости, после смерти Ангуса I независимость на короткое время обрела и Дал Риада. Впрочем, наши сведения об этих событиях чрезвычайно скромны. Мы знаем, что в 789 г. Константин Мак-Фергус надел корону Пиктавии, а Дональд, король Дал Риады, был его сыном. Судя по всему, он правил скоттами в качестве вассала своего отца, но даже это не вполне очевидно.

Тем не менее правление Константина оказалось поворотным пунктом не только для Шотландии, но и для всей Европы. Седьмой, а в еще большей степени восьмой века стали эпохой консолидации. Остров Британия уже находился на пути к возникновению трех крупных государств. Этот же процесс, но в гораздо больших масштабах протекал и на континенте. В 732 г. под Туром Карл Мартелл обратил в бегство мусульманских захватчиков, впрочем, удержавшихся в Испании и довольно часто на протяжении последующих столетий угрожавших Италии. Власть франков распространялась на все более обширные территории. Сын Карла Пипин стал королем франков, а его сын Карл, Карл Великий или Шарлемань, к концу VIII в. получил власть над всей Западной Европой, кроме Испании, — от Одера, Карпат и Дуная до Пиренеев и от Балтийского моря до Центральной Италии. Он был одним из величайших воителей в истории человечества, превосходным администратором, глубоко религиозным человеком и ревностным покровителем наук и искусств. Его личные качества не менее, чем его достижения, способствовали возрождению того понятия, память о котором никогда не исчезала из людского сознания, и в 800 г. на его голову была возложена императорская корона, что породило в будущем новую традицию, получившую свое окончательное воплощение в образовании Священной Римской империи при Оттоне I. Казалось, четыре столетия хаоса и разрушений подошли к концу.

Но это было не так. За 2 года до того, как Константин взошел на престол короля пиктов, и за 400 миль от границ Пиктавии произошел локальный и внезапный инцидент, первый предвестник долгой и ужасной бури, тучи которой разошлись лишь спустя 500 лет и отголоски которой на самом деле грохотали на протяжении еще двух столетий. В 787 г. на английском побережье у Уорхема с трех кораблей высадились иноземцы. Королевский чиновник спустился к ним, чтобы выяснить цель их прибытия, и они тут же убили его. Началось движение «датчан», и на всем протяжении IX и X вв. у народов всех приморских областей Европы появились весьма веские основания для частых и пылких молитв об избавлении «от ярости норманнов». Готские народы Скандинавии до сих пор не участвовали в нашествиях, пронесшихся по Европе в V-VII вв. Отныне в течение трех столетий они будут играть самую активную роль в европейской истории. Скандинавия уже установила торговые контакты с югом: в ходе археологических раскопок были обнаружены привозные изделия с берегов Черного моря, а о Царьграде рассказывали такие же легенды, какие ходили среди конкистадоров об ацтеках. Однако в VII и VIII вв. скандинавы благоденствовали и на родине. Затем пришло неум

Источники:
1. Мак-Кензи Агнес, Рождение Шотландии; СПб.: Евразия, 2003
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru