Короли пиктов

Информация, которой мы обладаем о королях Пиктии и Альбы полна тайн, легенд и мифов также как и вся история этого народа. Фактически большая часть того, что нам известно о королях этого древней нации мы знаем из генеалогических списков и хроник, написанных другими народами, некоторые из которых были врагами пиктов.

Лишь одна рукопись, возможно, является пиктской версией событий – это документ известный как “Пиктская хроника”. Как единственная возможно пиктская запись, являющаяся грустным напоминанием о полном отсутствии пиктских источников, эта хроника не более чем список королей. Поэтому, историки пытаются использовать другие документы того времени, чтобы восстановить и подтвердить некоторые утверждения хроники. Это ирландские документы и легенды, рукописи Беде 731 года, рассказы других миссионеров, отчеты римлян, греческие карты и т.д.

В начале времен, у пиктов был король по имени Круитне, сын Кинга, и царствовал Круитне 100 лет. У него было семь сыновей: Фиб, Фидах, Фоклэйд (или Фотла), Фортренн, Кэйтт (или Кэт), Ке и Киркенн. Имена семи сыновей Круитне соответствуют семи провинциям Пиктии перечисленным в древнем описании Шотландии известном как De Situ Albanie (возможно написанном в XIV веке). Примечательно, что Аргайл, на берега которого вторглись скотты, не упоминается как пиктская провинция.

Список королей подтверждает то, что является большим препятствием для тех, кто пытается кельтизировать пиктов – список ясно показывает, что пикты были матрилинеарным обществом, в котором родство определялось по женской линии. Корона наследовалась по женской линии, лишь в редких случаях королю наследовал его сын. Интересно, что получив корону Пиктии, скотты переняли у пиктов этот обычай, однако лишь на период правления династии Мак Алпинов. Эту форму наследования подтверждает Беде, написавший, что пикты передавали корону по женской линии. Беде также подтверждает существование (по крайней мере, в момент написания его труда, в середине VIII века) двух пиктских королевств – Северного и Южного. Многие короли пиктов имели имя Бруде (или Бридей). Из рукописи Адомнана (который не был другом пиктов) мы знаем об одном из самых могущественных из этих королей Бруде. Биограф Св. Колумбы детально описывает поездку ирландского святого ко двору Бруде около озера Лох-Несс. В этом рассказе впервые появляется знаменитое чудовище из озера. Мы также узнаем об исключительном могуществе пиктского короля, правившего в 554-584 годах. Здесь же упомянуто о том, что Колумбе требовался переводчик, чтобы говорить с королем – ясное доказательство того, что пикты говорили не на кельтском языке ирландцев и скоттов (или, по крайней мере, не на гэльской версии кельтского языка). Король Бруде разбил скоттов в битве против их короля Габрана и опустошил владения скоттов на западе. Если бы он продолжил свое давление и изгнал бы скоттов из Аргайла, возможно, Шотландия и по сей день была бы Пиктией или Альбой.

Вслед за Бруде правил Гартнэйт, сын Домелха. В это время сын побежденного скоттского короля Эдан Мак Габран (который возможно был женат на пиктской принцессе) опять начал войну против пиктов на своей северной границе и против нортумбрийцев на южной. Король скоттов потерпел поражение в своем наступлении на юг от великого англосаксонского короля Нортумбрии Этелфрита. Именно этот германский король затем вторгся в Пиктию и завоевал ее вплоть до Ферт-оф-Форта – неожиданно пикты были вовлечены в новую войну с почти непобедимыми германскими племенами, которые завоевали к тому времени большую часть кельтской Англии.

Гартнэйту наследовал Нехтан, сын (или племянник) Эрба (Кэннон в ирландском списке). После него правил Киниат, сын Лутрина. Ему по очереди наследовали Нехтан, сын Уида, затем его братья Бруде и Талорк. В 637 году, пиктские воины, возможно, сражались на ирландской земле в составе многонационального британского войска призванного знатным ольстерцем Конгалом Клэном, чтобы захватить корону Ирландии. Когда в Нортумбрии королем стал Освалд, его брат Освиу в 668 году завоевал часть Далриады и большую часть Южной Пиктии. На свободном севере, правил другой Гартнэйт, умерший в 663 году. Ему наследовал Дрест, который пошел против англосаксонских завоевателей, но был разбит нортумбрийским войском, ведомым королем Экгфритом, который наследовал Освиу.

После поражения Дрест был смещен новым королем Бруде, сыном Бели. Этот великий пиктский король начал свое правление, захватив большую древнюю пиктскую крепость Дуннотар в 681 году. Затем он созвал пиктский флот, который отправился на север и уничтожил морские силы оркнейцев в 682 году. После чего, в 683 году, окончательно опустошил скоттскую столицу Дуннат. Двумя годами позже, 20 мая 685 года, пиктский король встретился с огромным войском англосаксонских захватчиков на равнинах Дуннихен в Ангусе. Последовавшая битва, известная англичанам как Битва при Нехтансмере, а каледонцам как Битва при Дуннихен, стала одним из самых значимых поворотных моментов в древней истории и определила характер страны на следующие 1300 лет. То, что произошло при Нехтансмере, сделало имя Бруде великим. Непобедимые англосаксы побеждали всех противников, которых встречали, и к тому моменту занимали Южную Пиктию уже 30 лет. Но в этот день победили пикты и уничтожили вторгнувшееся войско англосаксов, включая их гордого короля, “очищая” землю убивая или порабощая остатки нортумбрийцев поселившихся в Пиктии. Проиграй Бруде эту великую битву, и Шотландия сейчас бы не существовала, а вся Британия была бы английской.

После Бруде правил Таран, сын Энфидаха, которому наследовал Бруде, возможно внук великого Бруде Нехтансмерского. Он также сражался с нортумбрийцами (на этот раз далеко на юге от Пиктии) и предположительно даже уничтожил нортумбрийское войско и убил германского суб-короля в Лотиане. Легенды говорят, что этот король (наряду с другими 51 королями) подписал “Закон о невинных”, который запрещал женщинам сражаться и защищал их, детей и духовенство от превратностей войны. Интересно, что этот закон был предложен Адомнаном, мать которого, согласно ирландской легенде, ужаснулась, увидев пиктских женщин участвующих в войне, и взяла с него слово, что он остановит этот обычай, позволяющий женщинам выходить на поле боя. После смерти Бруде в 706 году, ему наследовал его брат Нехтан, сын Дериле. Это был король, который отверг кельтскую и принял римскую церковь.

В 711 году армия пиктов, возможно, терпит поражение от нортумбрийского войска на равнине Манау, вероятно где-то в Западном Лотиане. Обе стороны понесли большие потери. Это последняя известная угроза от южных соседей, так как после этого мощь нортумбрийцев стала уменьшаться и закончилась падением Йорка перед данами в 866 году. После Нехтана последовало время междоусобной борьбы и частой смены королей (опасная проблема матрилинеарности – большое количество желающих и имеющих право быть королем). Нехтан ушел в монастырь на несколько лет и ему наследовал Друст, который был смещен двумя годами позже Алпином.

Алпина сменил Оэнгус (или Ангус), который разбил старого короля Нехтана и его наследника Друста, которого он убил в битве в 729 году. Оэнгус известен нам как настоящий король-воин. Захватив пиктский трон у своих соперников, он обратил внимание на проблему скоттов. Вместе со своим сыном (по имени Бруде) он опустошил скоттскую крепость Дуннат, а также другие. Разорив скоттов на британской земле, он вторгся в Ирландию и уничтожил их на родине, разбив в двух великих битвах в 741 году. Почти непобедимый, он захватил и утопил короля Атолла, завоевал оставшихся скоттов Далриады и, обезглавив их короля, стал первым Королем Пиктов и Скоттов.

Величайшие военные победы Оэнгуса предоставили пиктской нации еще один шанс управлять без помех со стороны скоттов. Далриадские скотты были разбиты в Аргайле и в Ирландии и пикты правили ими как короли и сеньоры. Упиваясь победой и обезумев от могущества, Оэнгус неблагоразумно стал искать новых территориальных завоеваний на юге, на землях бриттов в Стратклайде - королевстве, сформировавшемся южнее старой римской стены. Он сражался с ними в 744 году и возможно разбил их в открытом бою. Шесть лет спустя он вновь сражался против них в битве, в которой пиктами, вероятно, руководил его брат Талоркан. Некоторые ученые считают, что в некоторых случаях пиктскими армиями командовал именно Талоркан, а не Оэнгус. Как бы там ни было, Талоркан был убит в битве при Мокетуауке, когда бриттским королем был Теудир, сын Бели. Бритты выстояли, и Оэнгус отступил. В 756 году, пиктский король вновь повел свое войско на юг, к большой бриттской крепости Думбартон Рок, где он объединился с нортумбрийскими союзниками, чтобы уничтожить Стратклайдское королевство. На этот раз союзные армии почти захватили крепость на скале, но в результате ошеломляющего поворота событий, они были почти уничтожены в сражении, и Оэнгус отступил на север, где он умер пять лет спустя.

Королем на два года стал его брат Бруде, которому наследовал Киниод (который по крови, возможно, был скоттом в такой же степени, как и пиктом), сын Вуредеха, царствовавший до 775 года.

Между тем, почти через сорок лет после того, как Далриада была опустошена Оэнгусом, скотты воспряли под руководством Эда Финна, сына Эохейда, который в 768 году вновь вторгся на пиктские территории. Однако, последние годы VIII и IX век скоттской и пиктской истории весьма туманны. Тем не менее, согласно летописи Тигернаха известно, что не менее 150 пиктских кораблей потерпели крушение во время шторма поблизости от Рок Круссини, возможно это намек на военный флот, собранный против северных врагов. Мы также знаем, что Эд Финн отменил пиктские законы и вернул свободу скоттам в 768 году, и после его смерти Далриада была независимой.

Далее в течение семи лет на троне сменяются друг за другом – Алпин, Друст и Талорк. Последнему наследовал Талорк, сын Оэнгуса, а ему Коналл.

Следующий король правил 35 лет, вновь как Король Пиктов и Скоттов. Это был Кастантин, сын Вургуиста, который возможно завоевал пиктский трон, победив и убив Коналла. Он также носил корону скоттов Далриады, которые теперь, по-видимому, составляли значительную часть пиктских королевских домов в силу смешанных браков. Ему наследовал Оэнгус, прославившийся тем, что вернул мощи Св. Андрея обратно в Шотландию. Оэнгусу наследовали Друст, а затем Талорк.

Увен, сын Оэнгуса, наследовал Талорку, и был записан в королевском списке как Король Пиктов и Скоттов. Он был убит в 839 году в битве с новой угрозой с севера, когда пиктская армия была уничтожена викингами. Увен был последним королем, записанным в ирландской версии списка королей пиктов. В других списках за ним следуют Вурад, сын Баргота и Бруде, сын Вурада. Последнего сменил его брат Кеннет, сын Вурада, затем Бруде, сын Вутойла и, наконец, Друст, сын Вурада.

Этот список из 69 королей заканчивается Друстом, которого убил Кеннет Мак Алпин – таинственная и зловещая фигура – первый король-скотт ставший королем Пиктов и Скоттов благодаря событию известному как “Предательство Мак Алпина”.

Большинство историков считает, что в 839 году произошла большая битва, в которой пиктский король был убит, когда вел своих людей против викингов. Это разрушительное поражение также унесло жизнь его брата (и соответственно наследника), также как и “других, не счесть числа”. Это уничтожение пиктского военного класса викингами, возможно, является решающим моментом, который склонил весы в пользу скоттов. Пиктское поражение от рук норманнов занимающее самое значимое место в истории пиктов, по иронии было повторено много веков спустя, когда шотландская знать была уничтожена при Флоддене. Эта жертва пиктских королевских домов и воинской элиты, привела к коренному изменению системы наследования, и вручила пиктскую корону дому МакАльпин.

Источники:
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru