Средняя Азия в III-ХIII вв. (до монгольского завоевания)

История среднеазиатских земель: Хорезма, Мавераннахра, Северного Хорасана, Гургана и др. - тесно связана с историей соседних земель (Иран, Сеистан, Дешт-и Кипчак и др.). Общность исторических судеб привела к выработке сходных традиций, но не к их единообразию. Традиции домусульманской старины приспосабливались к государственным и общественным институтам, сформировавшимся на базе мусульманского мировоззрения.

В III-VII вв. южные области Средней Азии испытали на себе влияние сасанидской государственности. Об этом свидетельствуют, в частности, многочисленные находки сасанидских монетных кладов в областях современного Южного Туркменистана. Завоевание Сасанидами Хорасана и Гургана относится ко второй половине III в. В IV в. ими предпринимались также завоевательные походы в Хорезм и заамударьинские области, не имевшие, впрочем, решительного успеха.

Средняя Азия была неселена в ту пору преимущественно ираноязычными народностями. Иранцами по языку были как обитатели земледельческих оазисов: хорезмийцы, бактрийцы, согдийцы, - так и кочевники: саки, массагеты и др. К первым векам нашей эры относится проникновение в северо-восточные области Мавераннахра и в Хорезм тюркоязычных групп. В пестрой гамме религиозных верований преобладали близкие к сасанидскому зороастризму дуалистические культы, восходящие своими корнями к древним арийским (индоевропейским) верованиям. Почитанием пользовались также небесные светила (Солнце, Луна), силы природы (огонь, вода, ветер). Значительное место занимали культ предков, вера в таинственные силы некоторых растений ("хаома") и животных (собака, ёж, петух и др.), добрых и злых духов.

Власть на местах принадлежала крупным земельным собственникам - дихканам; руины их многочисленных замков-крепостей до сих пор возвышаются на равнинах Средней Азии (так называемые кешки) как память о господствовавшей здесь некогда политической раздробленности. Сасанидская административная система могла оказать влияние только на те области, которые непосредственно входили в состав империи шаханшахов.

Об устройстве других среднеазиатских областей в III-IV вв. практически ничего не известно.

В ранней истории Средней Азии исключительно велика роль кочевых племен и объединений. Нашествия "степных варваров" приносили немало бед и разрушений населению земледельческих оазисов и городов. В то же время торговые связи скотоводов-кочевников с горожанами и земледельцами носили взаимонеобходимый и взаимовыгодный характер. Происходившее время от времени полное или частичное оседание номадов на землю приводило к взаимопроникновению элементов традиционных хозяйственно-экономических укладов и этноплеменных особенностей, в результате чего формировался своеобразный тип духовной и материальной культуры.

В V в. в Средней Азии возникла могущественная держава эфталитов, представлявших собой союз ирано- и тюркоязычных племен при значительном доминировании первых как в области социальной, так и культурной. Согласно ранним китайским источникам, эфталитское государство было преимущественно кочевым, а по более поздним, греческим, - оседлым и земледельческим, что отражает, по-видимому, постепенную эволюцию этого государства на протяжении V-VI вв. Эфталиты были могущественными соперниками Ирана на международной арене. В середине V в. им удалось отвоевать у Сасанидов весь Северный Хорасан с Мервом, Несой и Серахсом, а также Дихистан и некоторые другие прикаспийские области. На протяжении целого столетия военные действия между двумя государствами протекали с переменным успехом. В царствование Пероза (456-486) и Кавада I (488-531) эфталиты нередко вмешивались во внутренние дела Ирана и брали с него дань.

Между 563-567 гг. государство эфталитов было разгромлено объединенными силами Тюркского каганата и сасанидского Ирана. При этом Хорезм и Мавераннахр вошли в состав тюркских владений, а земли к югу от Аму-дарьи вновь перешли под контроль Сасанидов. После ослабления Западно-тюркского каганата в 30-х годах VII в. в Хорезме вновь происходит усиление правившей здесь еще до эфталитского завоевания династии Афригидов, представители которой владели Хорезмом во второй половине VII - начале VIII в. как независимые правители.

Социальный строй Средней Азии в VI-VII вв. был сословным. Как и в Иране, здесь существовали сословия жрецов, воинов и земледельцев. Дихкане и торговцы составляли, по-видимому, основное население среднеазиатских городов, крупнейшими из которых были Самарканд, Бухара, Мерв, Балх. Жреческое сословие Средней Азии, родственное по происхождению иранскому, не пользовалось здесь столь же широкими правами и влиянием. В IV-VII вв. в Средней Азии наряду с зороастризмом существовали другие религии, распространившиеся из соседних стран: христианство, буддизм, манихейство, иудаизм и др.

В IV-VI вв. христиане играли большую роль в жизни Мерва и его округи. Уже в 334 г. здесь была создана самостоятельная епископия, преобразованная в 420 г. в митрополию. В V-VII вв. Мерв был одним из важнейших духовных центров Средней Азии и восточноиранских областей. Таковым он остался и в первые века арабского владычества.

Растянувшееся почти на столетие арабское завоевание Средней Азии и последующее включение ее в состав могущественной мусульманской державы - Халифата - является одной из важнейших вех в истории Среднего Востока. Арабское завоевание принесло народам завоеванных территорий новую религию и государственный язык. Мелкие независимые княжества оказались включенными в состав обширного централизованного государства. Установление прочных культурных, экономических и политических связей привело к постепенному изменению всего облика материальной и духовной культуры, способствовало формированию не только политического, но и в значительной мере культурного единства на обширной территории от Малой Азии до Семиречья.

Первым был завоеван Хорасан. В 651 г. арабы захватили Мерв, Нишапур и другие города Хорасана; которые были обложены контрибуцией; пытавшийся сопротивляться Серахс был взят после упорной осады, а жители его большей частью истреблены или обращены в рабство. После завоевания Хорасана Мерв превратился в естественный плацдарм для дальнейших завоевательных походов арабов в глубь Средней Азии, продолжавшихся еще в течение нескольких десятков лет. В 712 г. благодаря внутренним смутам и неурядицам в Хорезме, вызванным борьбой хорезмшаха против одного из своих мятежных родственников-вассалов, войска арабского полководца Кутейбы ибн Муслима практически без сопротивления овладели Хорезмом. В 720 г. завершилось завоевание Гургана, долго и упорно противостоявшего захватчикам. К середине VIII в. завершилось покорение отдаленных северовосточных областей Мавераннахра, находившихся под контролем тюркских каганов.

Образованная силой оружия, арабская империя включала различные племена и народности. Крупнейшими этнополитическими группировками в регионе при арабских халифах были арабская и ирано-среднеазиатская, первой из которых долгое время принадлежало юридическое и фактическое господство. В середине VIII в. регион как бы в миниатюре сконцентрировал в себе все противоречия, скопившиеся в Халифате.

Хищнический характер омейядского господства в завоеванных землях привел к росту массового недовольства. Раздоры внутри правящей группировки, этнические противоречия и религиозные разногласия привели к

В начале Х в. в прикаспийских областях Средней Азии потомком древнего иранского княжеского рода Мердавиджем ибн Зияром (928-935) было основано государство Зияридов, первоначально существовавшее под номинальным сюзеренитетом багдадских халифов. Столицей этого государства стал город Гурган. В момент наивысшего расцвета в 932-935 гг. оно включало в себя кроме прикаспийских областей часть территории Западного Ирана. Мердавидж стремился захватить Багдад и восстановить традиции Сасанидов, но в 935 г. был убит одим из своих рабов. При потомках Мердавиджа пределы государства ограничились прикаспийскими областями. Зияриды признавали себя поочередно вассалами то Саманидов, то Буидов, но в конечном счете сумели пережить падение обеих династий. Их государство было уничтожено исмаилитами во второй половине XI в.

К IХ-Х вв. относятся свидетельства об оживленных связях среднеазиатских земель с их северными соседями. Основываясь на сообщениях восточных авторов, можно прийти к выводу, что в конце IX - начале Х в. имели место по крайней мере три похода дружин русских князей на юго-восточное побережье Каспийского моря: в 888, 909-910, 913 гг.

Во внешней торговле Средней Азии ведущая роль принадлежала в Х-ХI вв. Хорезму. Хорезмийские купцы славились своей предприимчивостью на всем Востоке. Они поддерживали торговые связи с Хазарией, Волжской Булгарией, Киевской Русью, Скандинавией, Китаем, Индией, Хорасаном, Гурганом и Восточной Европой. Интенсивная торговля велась также с кочевниками Приаралья, Дешт-и Кипчака и Семиречья. В Х в. хорезмийские купцы захватили в свои руки практически всю среднеазиатскую торговлю. Им принадлежало много земель, строений и торговых складов в Мерве, Несе и других крупных городах Хорасана и сопредельных стран. Вывозили главным образом ткани и оружие, ввозили меха, рабов и др.

В IХ-Х вв. интенсивно развивались также торгово-экономические связи прикаспийских областей (Гурган, Табаристан) с Хазарией и Русью. Торговля велась главным образом через порт Абескун на юго-восточном побережье Каспийского моря (ныне Гюмюш-тепе), служивший гаванью для расположенного вверх по р.Атреку города Гурган. Свидетельством этой оживленной торговли является огромное количество саманидских и других восточных средневековых монет, находимых на территории Европейской России. О широких торгово-экономических связях Хорасана и Мавераннахра с соседними странами: Индией, Китаем, Ираном, Малой Азией и др. - свидетельствуют как средневековые письменные источники, так и сохранившиеся до наших дней памятники материальной культуры (монеты, произведения искусства, бытовые предметы).

В Х-ХI вв. в Средней Азии наблюдается интенсивный рост городов и ремесленного производства, связанный с дальнейшим развитием социальных и экономических отношений на Среднем Востоке. Продолжается упадок знатных аристократических родов. В XII - начале XIII в. дихканство быстро исчезает как социальный слой, хотя отдельные его представители продолжают жить в родовых замках в Хорасане и Мавераннахре вплоть до монгольского завоевания, которое окончательно уничтожило потомственное военно-землевладельческое сословие в Средней Азии. На смену ему пришла служилая знать, обязанная своим возвышением практической деятельности в государственных ведомствах в большей степени, чем происхождению и знатности.

В XI в. начинается процесс быстрой тюркизации населения Средней Азии, связанный с проникновением на территории значительных масс тюркских кочевников: огузов, карлуков, кимаков и др. В Х-Х1 вв. в различных местностях Средней Азии происходит утверждение власти тюркских династий: Караханидов,. Газневидов и Сельджукидов.

Государство Караханидов сложилось первоначально в Восточном Туркестане и Семиречье. Основой его стал союз тюркских племен, главную роль среди которых играли карлуки, чигили и ягма. Из среды последних вышла и правящая династия - Караханиды. Приняв ислам в середине Х в. и частично сохранив пережитки прежних шаманистских верований и обрядов, караханиды представлялись мусульманскому населению Средней Азии варварами и иноверцами. Однако ослабевшее Саманидское государство не способно было остановить новых завоевателей. В 999 г. Богра-хан Харун захватил Бухару. В 999-1005 гг. его преемник, Наср I, стал владыкой всего Мавераннахра.

Государство Караханидов не было централизованным. Оно делилось на уделы, в которых правили представители царствующего рода - илек-ханы (ханы племен). Столицами их государства были Кашгар, Баласагун и позднее Узген.

После распада государства под ударами Сельджукидов в 60-80-х годах XI в., а затем кара-китаев в 30-40-х годах XII в. отдельные караханидские княжества продолжали существовать вплоть до полной их ликвидации хорезмшахом Мухаммедом в 1212 г.

Газневидская империя выросла из небольшого владения ираноязычных эмиров Газны. Узурпировавшая здесь власть тюркская династия вынуждена была опираться не только на вооруженную силу своих соотечественников, но и на местную аристократию, переняв от нее элементы государственного устройства. Основанная силой оружия и административно-государственным талантом Махмуда Газневи, империя рухнула при его сыне и преемнике Масуде, не обладавшем качествами отца, к тому же потерпевшем тяжелое поражение от сельджуков, завоевавших в исторически короткий промежуток времени громадные пространства в Иране, Ираке, Средней и Малой Азии. Первоначальная организация империи Великих Сельджуков была предельно упрощена. В государственном устройстве ощущалось сильное влияние кочевых традиций. Лишь со временем происходит эволюция теории и практики государственной жизни в сторону сближения с традициями покоренных народов, нашедшая наиболее яркое воплощение в деятельности знаменитого везира Низам аль-Мулька (1065-1092), автора известного трактата "Сиасет-наме" ("Книга о политике").

До начала завоевательных походов на Среднем Востоке кочевники-огузы жили на Сырдарье и в Приаралье родовым строем. Среди них были распространены языческие культы войны, сил природы, культ волка и др. Есть сведения о распространении среди огузов также зороастризма, манихейства и, возможно, христианства. Вместе с продвижением огузов из северных степей в культурные области Средней Азии происходит их исламизация.

В конце Х - начале XI в. часть огузов, получивших по имени своего предводителя наименование сельджукской группировки, ушла через владения илек-ханов на юг и попала в Северный Хорасан. Усиление сельджуков происходило в постоянных столкновениях с эмирами Хорезма, Бухары и Газны. В 20-х годах XI в. им удалось захватить земли в предгорьях Копетдага и на Балханах. Борьба завершилась прлным разгромом газневидских войск под Денданаканом в 1040 г. В 1043 г/был покорен Хорезм, а при Малик-шахе (1072-1092) - караханидские княжества в Мавераннахре.

В государствах Караханидов, Газневидов и Сельджукидов получила значительное распространение практика раздачи земель в условное держание в виде военных ленов (акта) взамен уплаты денежного жалованья войску. В Средней Азии иктадары имели, как и в других регионах, право на получение части денежной ренты, но не на жизнь и имущество подданных, однако новая система служебного землевладения сильно стеснила в правах рядовое земледельческое население, хотя это и не привело к установлению крепостного права. Кроме икта продолжали существовать частновладельческие (мильковые), общинные и вакуфные земли.

В ХI-ХI вв. началась эпоха формирования новой культуры Средней Азии на основе синтеза иранских и тюркских элементов, причем роль последних со временем возрастала. Под властью Сельджукидов Хорасан стал центром восточных провинций империи. Резиденцией его правителей, начиная с Чагры-бека, был Мерв (1040 г.). В конце XI - начале XII в. произошел раскол Сельджукского султаната на несколько независимых и полунезависимых владений. В этой обстановке в Хорасане возвысился энергичный и предприимчивый Санджар, четвертый сын Малик-шаха, с 1098 г. -владетель Мерва, с 1118 г.- правитель Восточносельджукского султаната в состав которого входили практически вся Средняя Азия, Иран и Газна. Расцвет этого государства был пышным, но кратковременным. При Санджаре велись большие строительные и ирригационные работы. Достигла совершенства система искусственного орошения в долине Мургаба, основой которой являлась грандиозная по тем временам плотина Султан-бенд, и на Атреке. Основными занятиями населения оазисов Средней Азии были поливное земледелие, садоводство, виноградарство и подсобное скотоводство.

Однако, созданное силой оружия, государство Санджара не имело прочной внутренней опоры. В 1141 г. вооруженные силы восточных Сельдужкидов были разгромлены киданями в битве в степи Катаван, после чего империя начинает быстро клониться к упадку. Вассалы Санджара открыто перестают повиноваться мервскому правительству. Первым из таких мятежников являлся хорезмшах Атсыз, трижды поднимавший, в 1138, 1141 и 1147 гг., бунт против Санджара. Последний удар по султанату был нанесен восстанием огузских племен в Хорасане в 1153 г.

Разгромив войска Санджара, огузы стали полными хозяевами Хорасана. Крупнейшие города региона: Мерв, Нишапур, Серахс и др. - были подвергнуты опустошению. Началась растянувшаяся почти на четыре десятилетия эпоха феодальных войн и усобиц.

Одновременно с этим происходит возвышение государства хорезмшахов опиравшихся на Хорезм как на единое географическое и этническое целое. Основателем его можно по праву считать Атсыза (1127-1156), хотя он и оставался до конца своей жизни ленником Санджара. Именно Атсыз значительно расширил территорию своего владения, поставил в зависимость соседей-кочевников в Приаралье и Прикаспии, создал наемную тюркскую гвардию и заложил основы независимого государства. Наследовавший ему Иль-Арслан (1156-1172) смог стать уже вполне независимым правителем и продолжать политику своего предшественника.

При сыне Иль-Арслана, Текеше (1172-1200), территория государства продолжала расширяться. В 1194 г. после долгой и упорной борьбы с огузами и мятежным братом Султан-шахом хорезмшаху Текешу удалось прочно овладеть Хорасаном. Однако в этот же период сформировались основы государственного устройства, оказавшиеся впоследствии гибельными для его сына и преемника Ала ад-Дина Мухаммеда (1200-1220). Речь идет о преобладании светского правления и опоре шахов на сильное привилегированное военное сословие, всегда готовое к неповиновению, мятежам и заговорам, при одновременном открытом пренебрежении авторитетом духовенства.

В ХI-ХII в. хорезмийское государство добилось значительных успехов в области культуры и хозяйственного развития. Хорезм являлся, по сути дела, форпостом восточной мусульманской цивилизации в евразийских степях, связующим звеном славяно-булгаро-хазарского, тюркского кочевого и средневосточного культурных миров. К этому времени относятся строительство прекрасных шатрово-купольных мавзолеев Ургенча, расцвет ремесленного производства и художественного творчества. В Хорезме производятся славящиеся во всем тогдашнем культурном мире оружие, ткани, ювелирные изделия, художественная и бытовая керамика. В XII в. при хорезмшахах достигают наивысшего расцвета международная торговля, поливное земледелие, градостроительство и архитектура.

При последних хорезмшахах сохраняется институт икта, усиливается могущество военного сословия, и особенно тюркской гвардии. Государство по своему внутреннему устройству было схоже с сельджукским. Здесь бытовали те же должности: везир, казий, мустоуфи, мушриф, векиль и др. Главы диванов (ведомств), как в центре, так и в провинциях, назначались лично шахом. Внутри подведомственного аппарата каждый из них назначал чиновников сам.

В 1215 г. хорезмшаху Мухаммеду удалось сломить сопротивление своих основных внешнеполитических противников - султанов Гура. Несколькими годами ранее были ликвидированы караханидские владения в Мавераннахре. Таким образом, накануне монгольского нашествия Хорезм стоял во главе огромной империи, границы которой простирались от северных берегов Каспийского моря до Персидского залива и от Кавказа до Гиндукуша. Глава его не имел равных соперников среди владык мусульманского мира.

Источники:
1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru