Хеттское царство. Политическая история

Хеттская историческая традиция связывала древнейший период истории хеттов с Куссаром, который был столицей в начале существования Хеттского государства. Однако после Анитты произошли какие-то общественные и культурные изменения, которые выразились, между прочим, в том, что хеттская канцелярия сменила официальный староассирийский аккадский диалект и письменность на народный язык и другой вариант клинописи, заимствованный из Северной Сирии через жившие там племена хурритов. Основателем собственно Хеттского государства его историческая традиция считала не первых известных нам правителей Куссара, т.е. Питхану или Анитту, а Лабарну, тоже царя Куссара, но более позднего времени. В начале царствования, когда "страна была мала", Лабарна силой оружия покорил соседние области. Затем он двинулся на юг и север Малой Азии, распространив власть хеттов на территории "от моря до моря" (т.е. от Средиземного до Черного моря).

В Куссаре воцарился и следующий правитель хеттов - Хаттусили I (он же Лабарна II); Хаттусили ("Хаттуским") он назван был потому, что из стратегических соображений перенес центр своего царства из Куссара на север, в Хаттусу. С этого времени Хаттуса, которая, видимо, после покорения ее Аниттой подчинялась Куссару, становится столицей хеттов и остается ею вплоть до падения Хеттского государства. Название "Хатти" стало употребляться для обозначения Хеттского государства в целом.

После завоевания ряда областей в Малой Азии Хаттусили отправился в поход в Северную Сирию. Подчинив Алалах (современное городище Телль-Атшана), одно из сильных хуррито-семитских государств Северной Сирии, Хаттусили победил два крупных города этой же области - Уршу (Варсува) и Хашшу (Хассува) - и начал длительную борьбу против третьего - Халеба, однако из-за болезни не смог довести дело до конца; это выпало на долю его преемника Мурсили I.

Покорив Халеб, Мурсили пошел на далекий Вавилон, которым правил Самсудитана из династии Хаммурапи, захватил город и в 1595 г. до х.э. разрушил его, взяв большую добычу. Во время походов в Халеб и Вавилон Мурсили победил также хурритов, живших по левому берегу Евфрата в Северной Месопотамии.

Военные операции Хаттусили I и Мурсили I в Северной Сирии и Месопотамии имели известное влияние на ход событий на всем Ближнем Востоке. Победы хеттов над Алалахом, Халебом и другими царствами заложили основы хеттского господства в Северной Сирии. С этих пор вопрос о Сирии всегда стоял как один из главнейших во внешней политике Хатти. Победой же над Вавилоном был положен конец правлению I Вавилонской династии. Эти крупные победы имели огромное значение для хеттов: с этого времени их государство стало в ряд крупных государств Ближнего Востока, превратилось в могущественную в военном отношении державу, с которой не смогли справиться ни "великое царство" Ямхад, ни Вавилон.

В период правления Хаттусили I и Мурсили I начались военные столкновения между хеттами и хурритами. Хурриты с Армянского нагорья и из Северной Сирии начали набеги на Хатти, опустошая восточные провинции хеттов. В самом начале царствования Хаттусили I хурриты из Митанни (Северная Месопотамия) вторглись в страну хеттов, в результате чего временно отложились многие подвластные хеттам восточные области. Лишь город Хаттуса остался невредимым. Порой хурриты атаковали владения хеттов и со стороны Северной Сирии, как это случилось, например, во время правления следующего царя хеттов - Хантили, который, видимо, отразил нашествие хурритов, но борьба с ними продолжалась и в последующие времена.

К концу Древнего царства хетты добились успехов в Киццуватне - важной стратегической области, расположенной у северо-восточного угла Средиземного моря. С царем Киццуватны установил дружественные отношения последний правитель Древнехеттского царства - Телепину. Отныне Киццуватна взяла политическую ориентацию на Хатти, постепенно освобождаясь от влияния Халеба и Митанни.

На всем протяжении Древнехеттского царства происходила ожесточенная борьба правителей за усиление царской власти, которую сильно ограничивало народное собрание - панку. Вначале оно объединяло всех мужчин, способных носить оружие, позднее же круг лиц, входивших в панку, значительно сократился, ограничившись представителями высших слоев знати. Собрание имело право определения наследника престола, ведения судебных дел и т.д. Царь, носивший высокий титул хаттского происхождения - табарна, мог лишь выдвигать кандидатуру будущего повелителя страны, которого панку утверждало или отклоняло. Круг кандидатов на царский престол был широк, так как царем мог стать не только царевич, но при его отсутствии и внук правителя Хатти, сын или муж сестры царя и т.д. Начиная с Хантили часты были случаи узурпации трона.

Вопрос о наследовании царской власти был окончательно решен Телепину, издавшим "законодательство о престолонаследии", согласно которому право вступления на престол отныне получали только сыновья царя по старшинству. В случае отсутствия таковых взойти на престол мог лишь муж дочери царя. Все остальные были исключены из числа возможных претендентов на престол, и панку должно было следить за соблюдением закона. Этот порядок наследования, сильно укрепивший царскую власть, действовал затем до конца существования Хеттского государства.

Однако царь не стал единоличным "абсолютным" монархом страны и во времена Телепину, при котором, по-видимому, впервые были отредактированы также другие хеттские законы. Царская власть была ограничена собранием, хотя теперь оно стояло выше царя только в том случае, если тот самовольно нарушал закон о престолонаследии или произвольно казнил царских родичей. В другие государственные дела панку не вмешивалось. В период Новохеттского царства собрание вообще перестало функционировать.

Ввиду недостаточной изученности истории Среднехеттского государства, охватывавшего приблизительно 1500 - 1400 гг. до х.э, мы далее коснемся главных моментов истории хеттов периода Нового царства, когда Хатти рассматривалось как равная с Египтом, Вавилонией и Ассирией держава.

Завоевательная политика была начата Тутхалией III в конце XV в. до х.э. и успешно продолжалась до середины XIII в. до х.э. Почти на всем протяжении Нового царства хетты предпринимали походы в юго-западные районы Малой Азии, где располагались страны, объединявшиеся под общим названием Арцава, а также на юг. Вся южная территория была населена близкородственными хеттам лувийцами и называлась в целом Лувией. В состав стран Арцавы входила и Вилуса (многие ученые полагают, что так называлась область г. Трои, или Илиона). В более раннюю эпоху Арцава поддерживала связь с далеким Египтом, что хорошо видно из одного письма фараона Аменхетепа III, составленного на хеттско-неситском языке и адресованного царю Арцавы (фараон обращается к царю с просьбой прислать в его гарем дочь).

После военных операций сына Тутхалии, Суппилулиумы I, и сына последнего, Мурсили II, страны Арцавы были завоеваны и почти с каждой были заключены мирные договоры. Правители арцавских стран обязались регулярно отправлять в Хатти военные вспомогательные отряды вместе с боевыми колесницами, систематически посылать дань хеттскому правителю, своевременно выдавать беглецов из Хатти и т.д. Хетты же обещали помогать Арцаве в случае появления врага. Мирные договоры скреплялись клятвой верности, однако она была ненадежной, ибо правители стран Арцавы при любой возможности отлагались от хеттов.

Хеттские исторические документы периода Нового царства полны описаний борьбы хеттов с племенами касков, обитавшими на севере и северо-востоке от Хатти, в горах вдоль южного побережья Черного моря. Особенно многочисленны сведения о касках в "Анналах Суппилулиумы I" и "Анналах Мурсили II". Хеттские тексты сообщают нам, что в стране касков "правление одного [человека] не было принято", т.е. у них не было царя и они все еще находились на первобытнообщинной ступени общественного развития. Однако со времени царствования Мурсили II некоторые правители каскской страны (например, Пиххуния из каскской области Типия) начинают править своей страной "не по-каскски", а "по-царски".

Борьба с касками носила систематический характер еще со времени царствования Тутхалии III, что было вызвано как частыми набегами касков на территорию хеттов, так и захватническими стремлениями хеттских правителей. Каски не только разоряли пограничные с Хатти области, но иногда вторгались в глубь страны, угрожая самой столице хеттов. Каскский вопрос не смог окончательно урегулировать никто из хеттских правителей, хотя иногда с касками и заключались мирные договоры. Военные походы хеттов против касков лишь временно приостанавливали их разорительные набеги.

На восточной периферии Малой Азии хетты подчинили Ацци-Хайасу, с народом и с правителем которой Хукканой Суппилулиума заключил мирный договор, по которому Хуккана получал в жены хеттскую царевну, но который запрещал ему, между прочим, претендовать на других женщин хеттского царского дома, что показывает наличие в Хайасе пережитков весьма древних брачных отношений (право на сожительство с сестрами и кузинами жены).

Крупных результатов добились хетты в это время в борьбе за Северную Сирию. Воспользовавшись временным ослаблением Хатти после падения Древнего царства, а также г. Ашшур, господствовавшего до тех пор в Северной Месопотамии, митаннийцы добились крупных успехов к западу от Евфрата, в особенности в Северной Сирии: Халеб, Алалах, Каркемиш и другие царства находились в сфере их политической гегемонии.

Суппилулиума I положил конец могуществу Митанни. Переправившись через верхний Евфрат, хеттские войска вторглись в мелкие хурритские царства в долине этой реки и вышли с севера к Вашшукканне - столице Митанни. Хетты разгромили столицу, но претендент на трон Митанни отступил, не приняв боя. На престол Митанни Суппилулиума посадил своего сторонника Шаттиваззу, выдав за него замуж свою дочь. После успешных походов Суппилулиумы в Северную Сирию царство Митанни потеряло все свои владения к западу от Евфрата. Затем Митанни не смогло отразить удары ассирийцев и к концу XIII в. до х.э. превратилось в составную часть Ассирийской державы. Суппилулиума I не только разгромил Митанни, но и сумел свергнуть почти всех правителей зависевших от него сирийских княжеств, простиравшихся до Ливанских гор. С этого периода начинается длительное господство хеттов в Северной Сирии. После завоевания Халеба, а также Каркемиша, важного города у переправы через Евфрат, Суппилулиума посадил на трон в этих городах своих сыновей - Пияссили и Телепину, заложив этим основу хеттских династий в Каркемише и Халебе, просуществовавших очень долго. Суппилулиума вновь завоевал и Алалах, которым в то время владели хурриты. И здесь хетты удерживали господство до конца существования их царства. В период Новохеттского государства под сильным влиянием хеттов находились и другие княжества Сирии. Господство грозного северного соседа укреплялось в Сирии периодическим появлением здесь хеттского войска.

При Суппилулиуме отношения между Хатти и Египтом были поначалу дружественными. Доказательство этому - поздравительное письмо Суппилулиумы фараону Эхнатону в связи с его вступлением на трон. Но политика хеттов в Сирии привела их к столкновению с Египтом.

Хеттские клинописные тексты периода Нового царства содержат немало введений о контактах хеттов с государством Аххиява (видимо, то же, что "Акайваша" египетских текстов). Аххиява упоминается в связи с районами, расположенными на западе и юго-западе Малой Азии. Само название некоторыми учеными отождествляется с термином "ахейцу", обозначавшим у Гомера союз древнегреческих племен, хотя другие ученые по лингвистическим соображениям решительно отвергают это отождествление. Аххиява все еще не локализована окончательно; исследователи допускали возможность искать ее на Родосе или Кипре, на Крите или где-то в Анатолии (на юго-западе, западе или северо-западе).

Между Аххиявой и Хатти существовали дружественные отношения со времен царствования Суппилулиумы I. Однако впоследствии эти отношения ухудшились, так как Аххиява стремилась укрепиться на юге и юго-западе Малой Азии, в особенности в г. Милаванда (возможно, позднейший Милет), а также в Аласии (о-в Кипр), где сталкивались интересы обеих держав. Ко второй половине XIII в. до х.э. "человек [из] Аххия [вы]", т.е. правитель этой страны, все чаще опустошал территории стран, зависевших от хеттов и расположенных на далеком западе Анатолии.

С этого времени и начинается постепенный упадок могущества Хеттской державы. Каскские племена по-прежнему атаковали северные пограничные районы ослабевшего соседа. На востоке же Малой Азии активизировались различные политические объединения долины верхнего Евфрата (Паххува, Цухма и др.). Неблагоприятное положение создалось для хеттов и в странах Арцавы, стремившихся получить политическую независимость, чему способствовало усиление в самом Хатти культурно-религиозного влияния лувийского мира.

К концу XIII в. до х.э. Хеттское царство переживало внутригосударственный кризис. Непрерывные военные походы сильно ослабили экономику страны, разорив различные отрасли хозяйства. Из одного письма, адресованного хеттским царем правителю Угарита, выясняется, что в это время Хатти испытывало большую нехватку продовольствия. Ко всему прибавилось вторжение в Малую Азию племен Эгейского мира, названных в египетских источниках "народами моря". "Ни одна страна, начиная с Хатти, не устояла перед их войсками", - отмечается в одной из египетских надписей. В хеттских же источниках не сохранилось сведений об этой катастрофе, разразившейся, видимо, при последнем царе хеттов - Суппилулиуме II.

Приблизительно к 1200 г. до х.э. или несколько позже некогда грозное царство Хатти навсегда пало вместе со своей столицей Хаттусой. Восточная Малая Азия запустела на триста-четыреста лет. В те же годы в войне с ахейцами погибла и знаменитая Троя, связывавшая цивилизации Малой Азии и Балканского полуострова.

Источники:
1. История Востока; Издательская фирма "Восточная литература" РАН, Москва, 1997
См. также:
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru